ВАЗ-2121 «Нива». Ломающая стереотипы

ВАЗ-2121 «Нива». Ломающая стереотипы
    05.11.2007
Автор:  Юрий Морозов (текст, фото)

«Нива» появилась на свет в 1977 году, множество её деталей было унифицировано с деталями «Жигулей». Короткие свесы, большой дорожный просвет, постоянный полный привод обеспечили машине репутацию достойного вседорожника. Если бы не политика руководства отрасли, ВАЗ-2121 мог бы не просто стать родоначальником класса SUV, а удерживать ведущие позиции на мировом рынке. Но модернизации не было вплоть до 1991 года, тогда появился второй вариант машины – к мотору объёмом 1,6 л добавился 1,7-литровый агрегат. В 1994 несколько доработали интерьер, а самым главным изменением стала кардинальная доработка задней части кузова – сделали более удобную для погрузки заднюю дверь и установили новую оптику. Какую же «Ниву» использовали для постройки «монстра», которому и посвящена наша статья?

Тюнинг ВАЗ-2121 Нива (2).jpg

В 2001 году автор этого тюнингового проекта приобрёл «Ниву» – старенькую машину 1989 года, с двигателем объёмом 1600 куб.см и мощностью в 75 л.с., со стоп-сигналами от шестой модели «Жигулей» и тонкой «баранкой» с двумя спицами. Но хобби владельца – внедорожная езда. Именно не вседорожная, а внедорожная, то есть езда в любом выбранном направлении, независимо от здравого смысла и инстинкта самосохранения. Понемногу паркетник переставал быть самим собой и превращался в настоящий джип. Практически сразу своё место нашёл шнорхель – конечно, «Нива» не дизельная, попадание воды в двигатель вызовет меньше неприятностей, хотя прочистка карбюратора после такой «процедуры» потребуется.

Тюнинг ВАЗ-2121 Нива (1).jpg

Далее началась работа над подвеской. Самой сложной задачей стало «отвязывание» передней подвески от двигателя: у них общие крепления, для лифтовки потребовалось изготовить новые крепления пружин и амортизаторов. Задняя ось также подверглась лифтингу, а элементы подвески установили новые, более жёсткие. Другая особенность ВАЗ-2121, делающая опасным передвижение по бездорожью, заключается в жёстком креплении раздаточной коробки к кузову. Чтобы при прохождении препятствий не зацепить «раздатку», поставили оригинальный подрамник. Для лучшей работы двигателя в изменившихся условиях был установлен распределительный вал от ОКБ «Динамика». Место штатной поршневой группы занял комплект от германской компании Goetze, эти изделия не только качественнее, но и гораздо легче отечественных, значит, при вспомогательных ходах двигателю легче их перемещать, и мощность повышается. Кольца также заменили на немецкие. Тут первый этап доработок закончился, начались гонки.

Тюнинг ВАЗ-2121 Нива (4).jpg

После лобового столкновения в 2005 году сам Бог велел продолжать работу над носовой частью «Нивы». Была изменена система охлаждения: нештатный радиатор расположили гораздо ближе к двигателю, навесное оборудование также перенесли, а самое главное – переднюю часть кузова укоротили на 15 см! При наличии колёс внешнего диаметра 31'' стало возможно переезжать, например, бетонные блоки, уперевшись в них. Таким образом, передний свес вообще стал отсутствовать – крайними элементами стали покрышки.

Вскоре начался следующий этап превращения паркетника в самый настоящий внедорожник. Много работы было проделано ради установки неразрезных мостов от УАЗ-469, которые кроме своей дешевизны отличаются оптимальными для любителей бездорожья передаточными числами. Главный недостаток этих мостов – слабые полуоси, которые на внедорожных соревнованиях попросту можно «свернуть винтом». Но проблема была решена: по индивидуальному заказу в Екатеринбурге из танковой стали изготовили новые детали для заднего моста. Вдобавок была установлен жестко блокируемый дифференциал, благодаря которому и при отсутствии нагрузки колеса не проскальзывают.

Тюнинг ВАЗ-2121 Нива (3).jpg

У «Нивы» постоянный полный привод, а новые мосты не рассчитаны на такую работу, поэтому была установлена раздаточная коробка от ГАЗ-69, позволяющая отключать передний мост при езде по дорогам. Интересная особенность этой «раздатки» – возможность включить пониженную передачу во время движения, чем приходится нередко пользоваться.

Теперь о подвеске. Штатные пружины были заменены на изделия от «Жигулей»-универсала ВАЗ-2104, отличающиеся большей жёсткостью, и, как и все современные отечественные детали, отвратительным качеством. По словам спортсмена, после пары гонок все пружины приходится менять. Для участия не только в джип-триале, но и в ралли, а также для повседневной езды приобрели регулируемые амортизаторы Rancho 9000. Для уверенной езды по пересеченной местности подвеска должна быть максимально мягкой, а для преодоления крупных препятствий – жесткой. Для лучшей работы рулевого управления установили гидроусилитель от Nissan Safari Y60, который считается очень надёжным даже при работе с колёсами диаметром до 36'', он работает в паре с рулевым демпфером.

Глядя на эту «Ниву», можно подумать: какая же она неустойчивая! Но при постройке машины учли и этот немаловажный фактор – если только что сошедший с заводского конвейера паркетник может стоять на уклоне до 42º, то этот «монстр» – до 46?. Вновь подвергся доработкам двигатель: помимо распредвала новой серии от ОКБ «Динамика», установили коленчатый вал, позволяющий «снять» с двигателя наилучший крутящий момент на низких оборотах.

Тюнинг ВАЗ-2121 Нива (6).jpg

Продолжились и доработки внешнего вида «Нивы»: самостоятельно изготовили передний бампер с кенгурином и защитой двигателя, к которому прикрепили четыре военных противотуманных фары. Кстати, на «Жигулях» и «Нивах» замок капота расположен у лобового стекла, а на данном экземпляре его перенесли к решетке радиатора – теперь капот открывается «как у всех», правда для доступа в моторный отсек машину приходится обходить. Поставили электрические лебедки: спереди – Come Up 9000 с усилием в 4,4 тонны и мотором от более тяговитой модели «12000», а сзади свое место нашла простая Come Up 9000. Для управления этими полезными приспособлениями в салоне отвели место для четырех тумблеров – по два на каждую, а их беспрерывную работу в течение часа обеспечивают 2 дополнительных аккумулятора по 100 Ач каждый.

Далее – самое интересное. Была разработана и изготовлена система регулирования давления в шинах. С помощью ресивера, например, при проезде через болото или снежную целину, можно снизить давление в шинах, уменьшив тем самым давление на почву и улучшив сцепление с ней. Когда препятствие позади, автоматическим компрессором восстанавливаем давление до нормы. Нелишним стал силовой каркас безопасности, который охватывает всю машину, в том числе и моторный отсек, по совместительству являясь элементом, защищающим кузов от повреждений при встречах с деревьями. Такая конструкция называется пространственной рамой, и она значительно увеличивает жесткость всего автомобиля.

Так как «УАЗовские» мосты очень тяжелые, к лонжеронам несущего кузова приварили специальный подрамник. Наконец, какой «заряженный» джип может обойтись без огромных колес? Были выбраны кованные отечественные диски КРАМЗ на 15'', которые при малом весе отличаются потрясающей надежностью и жесткостью. На всех колесах установлена резина Simex внешним диаметром 35''.

Тюнинг ВАЗ-2121 Нива (5).jpg

После долгого процесса расчетов необходимых агрегатов и полугода работы получилась вот такая «Нива», которую уже и своим «именем» назвать сложно – по сути, от оригинальной конструкции остались только переделанные кузов и двигатель. Все остальное было создано специально для постройки этого «монстра», практически ни одна деталь не обошлась без доработки. Следует сказать, что таких серьезно подготовленных НЕпаркетников в России единицы, и один из них был создан в Приморье – крае праворульных «японок».

Список доработок ВАЗ-2121 «Нива»
СНАРУЖИ:
- Шноркель
- Передний бампер с защитой двигателя и кенгурином самодельный
- Впереди лебедка Come Up 9000 с усилием в 4,4 тонны
- Сзади лебедка Come Up 9000 с усилием в 4,4 тонны
- Самостоятельно увеличены арки
- Передняя часть кузова укорочена на 150 мм
- Изготовлены стальные брызговики
- Военные противотуманные фары
- Крепления капота перенесены назад

ВНУТРИ:
- Силовой каркас безопасности
- Блок управления лебедками
- Руль ВАЗ нового образца
- Удален задний ряд сидений
- 2 АКБ для питания лебедок

ДВИГАТЕЛЬ:
- Коленвал от ОКБ «Динамика»
- Распредвал от ОКБ «Динамика»
- Поршни Goetze
- Поршневые кольца Goetze
- Нештатный радиатор
- Электродвигатель вентилятора

ТРАНСМИССИЯ:
- Раздаточная коробка ГАЗ-69
- Раздаточная коробка установлена на специальный подрамник
- КПП ВАЗ-2101
- Мосты УАЗ-469
- Жестко блокируемый дифференциал заднего моста

ПОДВЕСКА:
- Новые крепления пружин и амортизаторов
- Регулируемые амортизаторы Rancho 9000
- На место штатных установлены пружины от ВАЗ-2104
- Шаровые опоры вместо штатных упругих элементов

РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ:
- Гидроусилитель руля от Nissan Safari
- Рулевой демпфер Rancho

КОЛЕСА И ШИНЫ:
- Самодельная система регулирования давления в шинах
- Шины Simex Extreme Tracker шириной 11,5'' и внешним диаметром 35''
- Кованые диски КРАМЗ 15''

Материалы по теме:


События


Статистика

Статистика
Хиты
18381644
10464
Хосты
3013961
1722
Посещения
3312511
1928
28
  
Курс ЦБ РФ
?1,00 65.94 руб
$1,00 40.97 руб
€1,00 52.14 руб
CN¥10 66.96 руб
¥100 38.34 руб
 

Статьи

 
Натуральная косметика для волос. | Консультация юриста по защите прав потребителей, акция читайте здесь.