Aston Martin V12 Vanquish

0
843

Автомобиль этот собирается вручную на индивидуальном стапеле, словно яхта. Двигатель, устанавливаемый на нем, имеет табличку с именем мастера, который его собирал. Именно этот автомобиль сыграл главную автомобильную кинороль — роль автомобиля агента 007 Джеймса Бонда в знаменитом фильме «Умри, но не сейчас». Технические характеристики этого автомобиля внушают благоговение: 457-сильный двигатель V12 объемом 6,0 л обеспечивает максимум скорости в 306 км/ч, а разгон до сотни занимает всего 4,6 с. Стоимость этого автомобиля превышает сумму в 200 000 долларов. Этот эксклюзивный автомобиль в Киеве. Он на тесте у журнала «Тест-Драйв». Это — Aston Martin V12 Vanquish.

 

 

Конструкция Aston Martin V12 Vanquish

 

У автомобиля амбициозное имя Vanquish, которое переводится с английского как «побеждать, покорять». Что ж, уважаемые читатели, давайте познакомимся ближе с тестируемым автомобилем-победителем!

Представим, что мы находимся неподалеку от города Ньюпорт-Пеннел, что в центральной Англии. Здесь в четырех небольших цехах и собирается Aston Martin V12 Vanquish. Вы не увидите хитромудрого конвейера, многофункциональных роботов, выполняющих все операции по сборке автомобилей, и прочих элементов, присущих современной прогрессивной автоиндустрии. Купе Aston Martin V12 Vanquish собирается вручную. Количество? Около 300 экземпляров в год, в среднем на одну машину уходит до 8 недель. Разумеется, одинаковых машин быть не может, так как машины изготовляются ТОЛЬКО по индивидуальному заказу. При выборе Aston Martin V12 Vanquish будущие владельцы приглашаются на завод для заказа цвета кузова и схемы обивки (кожа Conolly и ковровая ткань Wilton), а также выбора посадочной формулы: на два места или варианта конфигурации 2+2.

По размерам кузова и дизайну V12 Vanquish очень близок к модели Aston Martin DB 7. Кузов разрабатывался давним партнером Aston Martin – британской инжиниринговой компанией TWR, а также фордовским Advanced Vehicle Technology Centre в США. Для снижения стоимости автомобиля (!) создатели решили отказаться от целиком углепластикового кузова, скомбинировав этот дорогой материал с более доступными алюминием и стеклопластиком. В основе кузова Vanquish – хребтовая рама сечения монокок из алюминиевых профилей и карбоновых панелей. По прочности и жесткости кузов такой конструкции может поспорить с кузовами болидов Formula 1.

 

 

Наружные кузовные панели Vanquish изготавливаются из алюминия методом суперформинга компанией Superform Aluminium. Алюминиевый лист толщиной 1,2–1,6 мм помещают поверх позитивной матрицы, нагретой до 480 °С. Повышая температуру, металл доводят до сверхпластичного состояния и воздействуют на лист сверху воздухом (а не штампом, как принято) давлением 1034 кПа. Полученную деталь плавно охлаждают и подправляют. Окончательную же форму видимой части кузова придают… человеческие руки: высокопрофессиональные рихтовщики по старинке выколачивают металл молотками (!).

Передняя энергопоглощающая часть кузова (склеенная из стекло- и углепластика) поступает в Ньюпорт-Пеннел от компании Lotus Engineering уже готовой. Изготовление же алюминиевых экструдированных частей кузова (пол, пороги, передний и задний щитки кузова) поручено компании Hydro Automotive Structures из Ворчестера. Там их склеивают воедино эпоксидным составом, дополнительно укрепляя винтами. Это необходимо для того, чтобы уберечь детали от раскалывания при серьезной аварии. Примечательно, что кожух, в котором под полом из ячеистого алюминия проходит карданный вал (привод задний), решено было оставить углепластиковым из-за высокой прочности и легкости этого материала: аналогичный алюминиевый тоннель имел бы непозволительную толщину – около 20 мм. Кроме того, углепласто-эпоксидный «сэндвич» неплохо глушит трансмиссионные шумы.

Отметим, что передние стойки крыши выполняют из углепластика в формах из вспененного полиуретана, после чего они приклеиваются к основанию кузова. К кузовным элементам, на которые навешивают наружные панели, применяется патентованная технология FAPP, или автоматизированный процесс предформования. Стеклоткань раскраивают резаком, а затем раскладывают с учетом необходимости усилений в тех местах, где будут находиться соединения с другими деталями. Одновременно между слоями стеклоткани добавляется связующее вещество. Затем заготовка подается для формования.

Стеклопластиковое днище багажника интересно и в плане пассивной безопасности: оно призвано поглотить энергию удара, прежде чем несчастный на автомобиле, «догнавшем» Aston Martin V12 Vanquish, упрется в специальную защиту топливного бака.

При проектировании шасси Vanquish командой «ходовика» Aston Martin Криса Поррита использовалась система компьютерного моделирования ADAMS, но виртуальные расчеты потребовали коррективы – и впервые в своей истории британская компания Aston Martin пошла на масштабные дорожные (полевые) испытания. Пятьдесят замаскированных прототипов накатали по дорогам разных климатических зон в общей сложности более 1 600 000 километров. В итоге верхний алюминиевый рычаг передней подвески в точности соответствует выданному системой ADAMS эскизу, а вот для нижнего алюминиевого рычага (как известно, почти 90% нагрузки машины, вибраций, вертикальных колебаний, а также рулевых усилий передаются именно через него) пришлось экспериментально подбирать втулки. Опытным путем была определена и оптимальная жесткость стабилизатора.

Vanquish получил заднюю подвеску с сильным продольным наклоном алюминиевых рычагов для предотвращения клевков кузова при разгонах и торможениях. Правильный подбор шин, как известно, решает немало, поэтому разработку ходовой вели в тесном сотрудничестве с «шинниками» из Yokohama. Японцами было опробовано более 11 различных сочетаний смеси резины, рисунка протектора, жесткости боковин и общей конструкции покрышки, прежде чем приемлемое сочетание было найдено: спереди шины размером 255/40 ZR19, сзади – 285/40 ZR19, диски легкосплавные, 12-спицевые. На каждой покрышке Vanquish установлен датчик давления и температуры, подключенный к бортовому компьютеру.

 

 

Двигатель и КПП

 

Несмотря на все сказанное, предмет особой гордости британских инженеров – это двигатель и КПП. 457-сильный 48-клапанный V12 объемом 6,0 л является следующей ступенью в развитии после 420-сильного мотора купе Aston Martin DB 7 Vantage. Создавался «движок» известной своими успехами в области гоночных моторов компанией Cosworth совместно с Research & Vehicle Technology. При доводке «алюмомотора» главной задачей конструкторов было его облегчить, повысив при этом мощность. На 6,3 кг уменьшили массу коленчатого вала (в нем использовано 8 противовесов вместо 12), полые распредвалы сэкономили 5,4 кг, еще 4 килограмма выиграли за счет точного литья и изменений в конструкции коллекторов. Емкость поддона для масла уменьшили с 12 до 9,5 л. В итоге двигатель весит 290 кг, развивая при этом мощность 77 л. с. на каждый литр объема (используемый бензин – Аи-95 или Аи-98). Максимальный крутящий момент составляет 556 Н·м при 5000 об/мин. Этот двигатель позволяет Aston Martin V12 Vanquish достигать максимальной скорости в 306 км/ч и разгоняться до 100 км/ч за 4,6 с. Чтобы уберечь кузов автомобиля, выполненный из алюминия и пластокомпозитов, от разрушающего воздействия высоких температур, выпускную систему двигателя обернули особым жароустойчивым материалом, позаимствованным в аэрокосмической промышленности.

КПП поручили разработать Magneti Marelli. Электрогидравлический секвентальный полуавтомат последовательного переключения передач производства этой компании обеспечивает переход на любую из шести передач за 0,014 с, причем между выключением и включением сцепления проходит 0,075 с. Система электронного комплексного управления Visteon, которая используется в автомобиле, обеспечивает непрерывный обмен информацией между двигателем, коробкой передач и тормозной системой по шине данных с задержками не более 0,008 с. Система в состоянии обработать 2 000 000 команд в секунду. Как работает эта система, например, в момент зажигания? После того как на каждую из свечей зажигания подается основной разряд мощностью 20 кВ, через долю секунды следует 40-вольтовый измерительный импульс. Он позволяет провести диагностику процесса сгорания путем измерения силы тока, которая определяется количеством ионов, оставшихся после сгорания смеси. Если электроника зафиксирует сбой в работе свечи или малейшее отклонение от установленных параметров, подача топлива к конкретному цилиндру прекращается. Разумеется, Vanquish оснащен полным арсеналом электронных помощников водителя: ABS, EBD, TCS и системой WSP (Wheel Spin Protection), которая предотвращает пробуксовку на скользкой дороге тем, что принудительно переключает передачи на невысоких оборотах мотора (3200 об/мин) и притормаживает буксующие колеса, используя рабочую тормозную систему. Обуздать богатырскую мощь Aston Martin призван и дифференциал повышенного трения, который работает в паре с системой WSP.

 

 

Английский стиль

 

Глава отдела стиля (обратите внимание: стиля, а не дизайна) компании Aston Martin Ян Каллум увидел силуэт автомобиля с сильно наклоненным (на 66°) лобовым стеклом и большим капотом. Резко обрубленные передний и задний свесы придали силуэту необходимый динамизм, а боковину кузова рассекла вертикальная «складка». По словам Яна, источником вдохновения при создании проекта AMV03 – Vanquish – для него послужила одна из самых успешных в истории Aston Martin моделей – DB 4 GT с кузовом от Zagato, выпускавшаяся с 1960 по 1963 гг. Изящный классический дизайн кузова отражает наследственные, традиционные черты бренда Aston Martin. Vanquish смел и динамичен, а его мускулистый узнаваемый кузов в стиле гран туризмо (GT) прошлых лет позволил добиться неплохих аэродинамических характеристик: Сх равен 0,33.

Пришло время заглянуть внутрь. Салон Aston Martin Vanquish представляет собой хорошо выверенное сочетание современности и классики. Разумеется, качество материалов безупречно: кожа, замша, пластик и алюминий хорошо сочетаются и исполнены, что называется, с любовью. Начиная с этой модели, англичане изменили давнему обычаю отделывать салоны Aston Martin деревом. Раньше британские интерьеры славились обилием дерева, однако в этой модели на смену ему пришел полированный алюминий. Даже на трехспицевом руле есть металлические накладки!..

 

 

Сногсшибательно!

 

Процедура запуска двигателя Vanquish нам чем-то напомнила хорошо срежиссированный спектакль английского театра. Заключается действо в следующем: после того как мы вставили и повернули ключ зажигания, на расположенном между тахометром и спидометром экране появляется ряд точек. Подождем секунду, пока экран не погаснет, затем нажмем на педаль тормоза (педали сцепления нет) и, одновременно потянув оба подрулевых лепестка на себя, переключимся на нейтралку. Затем нажмем на расположенную в центре приборной панели большую красную кнопку стартера с надписью «Start Engine». Двигатель оживает, отзываясь громогласным и веским выхлопом. А вот теперь самое время правым рычагом включить первую передачу и тронуться. Кстати, с ручного тормоза Vanquish можно снять ТОЛЬКО после включения первой передачи. Эта блокировка специально сделана для того, чтобы автомобиль случайно не покатился на «нейтралке». Существует и обратная процедура: ключ зажигания вынимается лишь в том случае, если затянут ручник.

Кроме того, следует помнить, что вверх ступени надо переключать вручную, а вниз они переключаются секвентальной полуавтоматической КПП автоматически, давая тем самым водителю возможность в любой момент ускориться. Разобрались? Теперь можно наслаждаться потрясающей динамикой машины, выкручивая мотор на каждой передаче до срабатывания ограничителя оборотов (срабатывает он на 7300 об/мин). Отметим, когда двигатель «упирается» в него, электроника не станет самостоятельно переключаться «вверх»: тестируемый британец полностью подчинен воле водителя! Ускорение же можно охарактеризовать словом «авиационное»…

 

 

Мнение владельца Aston Martin V12 Vanquish

Остап

Возраст: 31 год

Стаж вождения: 13 лет

Год выпуска автомобиля: 2005

Пробег на момент проведения тест-драйва: 15 630 км

Предыдущие автомобили: Lexus RX 300, Mercedes-Benz S 500, Toyota Land Cruiser 100

 

«Этот автомобиль в моем гараже не единственный. Конечно, приобретался он исключительно для души. Вообще при выборе любого автомобиля для меня играют важную роль две вещи – внешний вид и бренд. Ну, а британский бренд Aston Martin, понятное дело, один из престижнейших! Трудно что-то плохое говорить о машине, когда она почти совершенна… Кстати, в Киеве Vanquish пока один, а вот DB 9 есть уже несколько. Я выбрал именно серый металлик, считаю, что это наиболее удачный цвет для Vanquish. Ни в каком другом он не смотрелся бы так стильно – ни в красном, ни в черном. Динамические характеристики Aston Martin V12 Vanquish впечатляют: разгон до 100 км/ч занимает порядка 4,6 с, тормоза «железные». Кроме того, Aston Martin выделяется и внешним видом. Эта характерная акулья форма кузова, решетка радиатора – такого нет ни в какой другой машине!

 

 

Возможности у автомобиля очень серьезные. Мощность 12-цилиндрового двигателя 457 л. с. Как и положено спортивной машине такого класса, переключение передач – вручную. КПП аналогична трансмиссии болидов Formula 1: она секвентальная, с лепестками на руле. Удобно то, что передачи автоматически сбрасываются в зависимости от скорости. Если тормозишь, они сами понижаются, например с пятой на вторую. Так исключается вероятность, что при необходимости резко стартануть будет включена пятая передача. Вручную же переключаешься только вверх, по восходящей. Да, и еще: какие-либо электронные ограничители скорости здесь отсутствуют…

Реакция на педаль акселератора абсолютно четкая, без запаздываний. С этим нужно быть осторожным в поворотах: придавишь лишнего, и корма может уйти в занос. Хотя на помощь приходит электроника, стабилизирующая автомобиль, в реальном действии она дает какую-то паузу, в отличие от сумасшедшей педали акселератора. Эту машину надо почувствовать и приноровиться к ней, чтобы избежать экстремальных ситуаций.

Ход подвески ограничен. Но компромисс между управляемостью и комфортом соблюден. В общем-то, когда едешь, дорогу чувствуешь!…»